wordpress themes.

Тендеры. Дает ли глобальные преимущества поставщикам открытость и прозрачность данных?

Дает ли глобальные преимущества поставщикам открытость и прозрачность данных?

Представляю вашему вниманию интервью, взятое у Владислава Михайловича Игнатова — владельца инвестиционной компании «Теракон» и экс-аудитора Счетной палаты, журналистами пресс-службы BiCo.

Добрый день Владислав Михайлович! Мы знаем, что при вашем послужном списке вы можете выступать экспертом во многих областях. Как по-вашему развивается тендерный рынок сейчас?

На мой взгляд он развивается достаточно динамично — после старого закона №94-ФЗ и его трансформации новый закон о Контрактной системе №44-ФЗ все-таки учитывает все погрешности, недостатки и коррупционную емкость старых правил и естественно старается их исключить. В связи с тем, что объем потребностей государственных органов и, в первую очередь, покупки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд, производится посредством тендеров и формирует огромное количество материальных и нематериальных активов. Рынок огромен, конкуренция на нем тоже большая, и современный закон сейчас подстроен под развитие конкуренции и оптимизации рынка.

Вы с 2000 года работаете заместителем председателя комиссии по борьбе с коррупцией. Расскажите, что было самым сложным в работе? В какую сторону вы изменили бы сейчас положение дел в наше время?

Да, это так, а с 2001 года я также был председателем Национального антикоррупционного комитета, это общественная организация. Тогда же я вышел из депутатов в связи с назначением Аудитором Счетной палаты Российской Федерации, и естественного покинул комиссию по борьбе с коррупцией, как и бюджетный комитет в Государственной Думе, в котором работал до этого.

Основной моей задачей в Счетной палате было контролировать неналоговые доходы в бюджет. Счетная палата занимается внешним финансовым контролем, то есть это контрольный орган законодательного собрания. Принцип созданий таков: парламентское большинство формирует расходы бюджета, а парламентское меньшинство формирует контрольно-счетную палату, которая контролирует эти расходы. Это и есть главная идея внешних независимых органов финансового контроля.

Наверно всем хочется жить в идеальном государстве, в котором нет коррупции, нет торговли наркотиками, оружием и всех прочих преступных деяний, но эта конструкция достаточно невероятная для реальной жизни — есть люди хорошие, есть плохие, которые продолжают делать свои незаконные дела, правда уже не в техобъемах. Плохих людей, к счастью, меньше, чем хороших. Наше государство становиться все сильнее и сильнее, активнее становится полиция и другие правоохранительные органы. Я бы продолжил развитие в этом направлении.

Вы наверняка помните по собственным примерам, как важны честность и открытость участников закупок и государственных заказчиков на тендерном рынке?

Как Аудитор Счетной палаты я в основном занимался эффективностью управления Госпакетами, находящимися в собственности имущества казны и управлением распоряжением Федеральной собственности и постприватизационным контролем. Тогда не было тендерного рынка, это был рынок госзаказа. Адресных проверок по тендерному рынку я не проводил ни разу, но, скажем в проверках «Связьинвеста» или крупных нефтяных компаний мы всегда сталкивались с вопросами приобретения тех или иным материальных активов, прозрачности их приобретения равно как и достоверности их цены.

Дает ли глобальные преимущества поставщикам открытость и прозрачность данных?

Благодаря новому закону о Контрактной системе и поправкам к нему — да! Я считаю, что каждая новая редакция закона исправляет ошибки и недостатки старой редакции и естественно дает более спокойную и чистую конкурентную среду для реализации собственных идей и возможностей, основным преимуществом которых конечно же является открытость данных, чистота сделки и положительная история компании.

Как вы считаете каким путем пойдет этот рынок, чего стоит опасаться?

Опасаться всегда стоит только одного — монополизации. Монополизация ведет к отсутствию конкуренции, отсутствие конкуренции ведет к отсутствию бизнеса.

То есть пока у нас есть конкуренты, мы успешны и зарабатываем?

Конечно. Особенно, если они чуть слабее вас!

Спасибо нашим конкурентам за это! Вы глава инвестиционной компании, которая функционирует на рынке уже более 20-ти лет. Можете ли вы рассказать нашим читателям о том, во что инвестировали вы и во что бы вы посоветовали инвестировать сейчас?

Вы знаете, мы пытаемся идти по пути наиболее сложному. Мы пробуем идти по пути инвестиций в инфраструктурные проекты. В принципе, это прерогатива государства — давать стартапы в инфраструктурных проектах, но мы тоже теперь в этом участвуем. Ради шутки могу посоветовать спекулировать валютой на рынке. Рекомендовать инвестировать или нет в акции, это на мой взгляд дело совершенно бесполезное и неблагодарное, каждый поведет себя на рынке именно так, как он себя в нем ощущает и его понимает. Здесь мало кто слушает советы — в основном все принимают информацию и дальше действуют по собственным убеждениям.

То есть вы инвестируете в проекты, которыми должно заниматься государство. Пробовали ли вы выйти на другие рынки?

Знаете, нам достаточно интересно развитие портовых инфраструктур, которых в государстве не хватает. Вообще я был всегда сторонником максимизации расходов государства на инфраструктуру в связи с тем, что у нас нет дорог, а каждая новая трасса у нас строится с невероятными усилиями. Это на самом деле не совсем понятно. В Китае, например, не успели построить дорогу, уже ее модифицируют, построили четырехполюсную, уже ее перестраивают в восьмиполосную, построили восьмиполосную — строят трех- и пятиэтажные развязки над ней. Для Китая это нормальная история, так как они часть денежного навеса, часть своих мегадоходов расходуют на развитие инфраструктуры, а мы почему-то все копим да создаем фонды. Я считаю, что нужно как можно больше денег государству вкладывать в собственную инфраструктуру: в аэропорты, дороги, туннели, мосты, пограничные переходы, порты.

Как вы считаете, существующая законодательная база не препятствует ли реализации проектов и приходу больших и серьезных инвестиций?

Нет, абсолютно не мешает и никаким образом не препятствует. Проблема тут немного в другом. Отечественный бизнес не очень интересуется этими проектами, потому что у них сложный старт, они не поддерживаются банком на первом этапе, пока что-то не построят, а иностранные компании просто боятся сюда приходить. Но это очень важно — вот построена дорога, начинает развиваться околодорожная инфраструктура: магазины стоянки, бензоколонки, рестораны, отели, это создает рабочие места, растет потребление, растет благосостояние нашей страны в целом.

Вы наверно помните, как в начале года произошел переход на Контрактную систему, и с 1 января 2014 года закон №94-ФЗ сменился на №44-ФЗ. Как бы вы могли прокомментировать эти нововведения?

Да, конечно, сейчас уже закончен естественный переход на Контрактную систему с связи со вступлением в силу №44-ФЗ. Сначала это было достаточно болезненно, в конце 2013 года был сильный ажиотаж и недовольство — все боялись участвовать в тендерах и количество государственных тендеров в первые месяцы 2014 года было ничтожно мало. Люди не понимали, как будет действовать новый закон и что он нам несет. Сейчас правила игры стали более понятными и доступными, компании понимают, куда им нужно направлять силы, когда проводитсяэкспертиза и как планировать свои закупки на год. К тому же никого теперь не пугают электронные аукционы, и подавляющая часть контрактов заключается по итогам торгов именно на электронных аукционах. Теперь контроль ведется за абсолютно всеми закупками: от тысячи рублей до миллиардов, и это не может не радовать. Ведь если есть эти деньги на бумаге, значит за них будут отчитываться. Сейчас даже проводятся общественные слушания на особо крупные закупки, в которых может принять участие любой желающий. Теперь закупки открыты и мнение каждого человека важно для государства.

Многие аналитики высказывают мнение, что закон сырой — будет еще много поправок и доработок. Напомню, что это один из немногих законов, в котором до вступления в силу был принят ряд крупных изменений. Что бы вы могли сказать на этот счет?

Любой принятый закон не может быть не сырым, а уж тем более если он несет такие глобальные перемены, как переход на Контрактную систему. Недавно приняли закон по офшорам, он тоже сырой, многие другие законы абсолютно сырые, но хорошо, что их принимают. Сейчас мы ждем очередной пул регулирующих правовых актов и поправок к №44-ФЗ.

В любом действии есть то, что можно оценить положительно, есть что можно оценить отрицательно. Но то, что принят закон, где государство теперь контролирует не только сам процесс закупок, но и их объем, это неоспоримый большой плюс! Закон, в первую очередь, защищает именно участников закупок, ведь у них и так много сложностей — кто-то боится выходить на рынок, у кого-то недостаточно средств, другие опасаются за свою слабую юридическо-правовую базу. Теперь не надо боятся предоставлять свой продукт, можно выходить смело на тендерный рынок и хорошо зарабатывать. Единая информационная система еще формируется, и ее запустят не ранее 2015 года. На данный момент главное — это обеспечить людям качественный поиск и большие перспективы развития, а также поддержать свой бизнес в условиях жесткой конкуренции и грядущего экономического кризиса.

Владислав Михайлович, спасибо за интервью. От лица компании BiCo желаем вам успехов в развитии инфраструктуры России, ведь за счет этого мы сможем победить назревающий экономической кризис.

Спасибо вам!

Поделиться в соц. сетях


Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.


Оставить комментарий


Использование материалов данного сайта запрещено, без активной гиперссылки на сайт - http://okinvest.ru.

Автор не несет ответственности за деятельность компаний, описанных на сайте. Уведомление о рисках.